Стрит-арт как способ показать любовь к городу

Организаторы и художники «Stenograffia» представили работы 12-го фестиваля

Летом 2021 года в Екатеринбурге начался двенадцатый международный фестиваль уличного искусства «Stenograffia». 13 художников, 4 команды, 18 новых арт-объектов (плюс те, которые еще находятся в работе), 45 экскурсий, прямые эфиры и образовательная программа – лето было насыщенным, а осенью пришло время любоваться итогами. Рассказываем о девяти работах фестиваля и не только о них.

На 8 марта, 70 расположилась работа «Sun is shining, weather is sweet» (автор – итальянский художник Roberto Ciredz) – 3D-изображение огромного тающего ледника высотой в 12 этажей.

«Мне кажется, благодаря фестивалю город приобретает свой, особый вид. И жители не могут этого не отмечать, потому что муралы, которые остались в подарок горожанам, придающие городу неповторимый облик, – это то, что нельзя не оценить. Это новые смыслы, возможность познакомиться с представителями культур разных стран. Художники по-своему видят привычные объекты, и мы тоже начинаем видеть в них новые смыслы». — Светлана Учайкина, министр культуры Свердловской области

«В этом году я впервые познакомилась с потрясающей командой фестиваля. Мне бы хотелось, чтобы фестиваль становился масштабнее, шире, и удивительно, что даже в такое время, когда очень сложно привезти иностранных гостей, ребята справились. Чем больше молодежи, художников будет вовлечено в проект, тем комфортнее будет наша городская среда. Пусть уличное искусство будет красивым».  – Галина Токарева, начальник Департамента общественных связей Администрации города Екатеринбурга

На стене Уральского государственного экономического университета расположилась работа «Colored talismans and the old new spells» – она появилась благодаря аргентинскому художнику Elian Chali. «Stenogrtaffia» вот уже несколько лет пыталась привезти автора и его команду на фестиваль, однако это было слишком дорого, затем ситуацию осложнила пандемия, и только спустя несколько лет упорных переговоров организаторы воплотили свою мечту. Элиан сразу влюбился в ту поверхность, которую ему предложила команда фестиваля, и захотел с ней работать: сюда интересно вписалась его стилистика – геометрические формы, абстракции, удивительные сочетания цветов.

В Банковском переулке притаилась работа финского художника Taneli Stenberg «Близок локоть, да не укусишь». В отличие от Элиана – суперзвезды в мире уличного искусства, за которым организаторы фестиваля охотились не один год, – Танели попал на «Стенограффию» через конкурс портфолио.

«В этом году с помощью конкурса мы выбирали пять участников, которых у нас еще не было. Интересно, что Танели изучил культуру, ему было важно вписаться в контекст не только визуально, но и нарративно: он изучил пословицы и по мотивам одной из них создал этот сюжет. Нам дико понравился опыт работы с этим художником: у него очень интересная техника, и он такой жизнерадостный – всех вокруг себя залил светом».

Анна Клец, организатор фестиваля «Stenograffia»

На будке между ул. Ленина, 20 и ул. Сакко и Ванцетти, 47 Андрей Топоров рисует огромную работу под названием «Дракон». Андрей не автор, а только исполнитель: он переносит на стену рисунок известной художницы Евгении Ивановны Стерлиговой. В Екатеринбурге ее лучше всего знают благодаря иллюстрациям к произведениям Владислава Петровича Крапивина, но на «Стенографии» воплощают не их, а большую любовь художницы – драконов, которыми художница «заболела», когда прочитала Саймака. Дракон (иллюстрация к книге «Заповедник гоблина» Саймака), который появится на будке – увеличенная копия рисунка, который уже много лет висит над диваном художницы.

«Нам было важно, чтобы «Дракон» был в центре, на видном месте – чтобы его могло увидеть как можно больше людей. Здесь же будет размещен текст про Евгению Ивановну: для нас очень важно рассказать про талантливых людей нашего города, а Евгения Ивановна покорила наше сердце, и мы хотим передать это восхищение перед ее мастерством и личностью, отдать дань уважения мастеру». – Анна Клец, организатор фестиваля «Stenograffia»

По адресу ул. 8 марта, 7 можно обнаружить сразу две работы. Практически напротив друг друга расположен стрит-арт местной художницы и краснодарского автора. Таисия Спирина из команды SPEKTR изобразила жизнерадостных динозавров (работа называется «Праздник»), которые несомненно поднимут настроение любому, кто на них взглянет.

А вот «Манифест о свободе и несвободе» художника Gooze – работа более глубокомысленная. Обычно автор рисует очень яркой, флуоресцентной краской, и его произведения всегда узнаваемы. «Манифест» же, напротив, выполнен в спокойных, теплых тонах. Однако кажется, что от изображенного на стене мустанга идет жар: автор говорит о том, что мы сами определяем границы собственной свободы и порой топчемся на месте, хотя можем, подобно мустангу, мчаться вперед.

Кстати, и «Праздник», и «Манифест о свободе и несвободе» появились здесь благодаря инициативе жителей города, которые прислали фотографию этих стен и попросили создать на них арт-объект, а когда художники воплощали свои идеи, горожане поддерживали и помогали.

В солнечный день теплые краски словно согревают улицу. Пока мы любовались «Манифестом», мимо прошла жительница дома и попросила передать художнику благодарность за красоту.

Как выбираются поверхности, на которых рисуют художники?

Часть предлагают организаторы, которые наметанным глазом видят, где в городской среде удачно впишется арт-объект. Еще есть биржа поверхностей: жители города фотографируют места, которые могли бы стать холстами для уличных художников. Также объекты предлагает Администрация города и сами художники – даже будучи на других континентах. С помощью виртуальных карт они гуляют по городу, могут обнаружить какое-то место и сказать организаторам, что именно здесь они видят свою будущую работу. Все объекты обязательно согласовываются; к примеру, чтобы получить разрешение расписать стену жилого дома, организатором нужно заручиться согласием его жильцов. «Это ответственность: мы приходим к людям с искусством и понимаем, что им придется с ним уживаться, чувствовать себя комфортно», – рассказала Анна Клец.

«Health Bar» на Первомайской 1ж создали художники команды «Hot Singles in Your Area»: их арт-объект призван привлечь внимание к судьбе разрушающегося здания. Авторы вдохновлялись компьютерными играми: часто над головой персонажа в игре есть значок – «шкала здоровья», показывающая его уровень жизни; над крышей здания тоже появился такой значок, показывающий текущее состояние объекта. Вывеска интерактивная: отваливается штукатурка – «жизни» становится меньше, появилось новое граффити – еще меньше, заштукатурили стену – «жизни» прибавилось, и так далее. С помощью этой работы авторам было важно поднять вопрос о сохранности исторических памятников – и «Стенограффия» поддержала это стремление.

В Почтовом переулке, на калитке, заросшей виноградными побегами, поселились удивительные животные Анастасии Пищугиной. «Пазл Урал» загадочно поблескивает в солнечном свете: пройти мимо, не остановившись, чтобы поразглядывать диковинных существ, почти невозможно. В этой работе художница обращается к образам зоо- и орнитоморфной скульптуры, связанной с древней духовной жизнью Урала. Но есть и еще одна интересная грань ее творчества.

«Магия Насти – в том, что она «перекодирует» городской мусор во что-то ценное. В прошлом году она взяла бесхозные бетонные блоки, покрасила их, почистила все вокруг – и ее работы настолько изменили окружающее пространство! В этом году у Насти две работы: здесь – маленький забор, а на Луначарского, 135 она выбрала… помойку, тот объект, на который обычно никто не обращает внимания. Но стоит Насте поработать с каким-то местом, как оно меняется до неузнаваемости и становится ценным. Такие мелочи и детали нас поражают: нам классно работать с разными городскими элементами, будь то куча мусора или какой-то незаметный кусок забора».  – Анна Клец, организатор фестиваля «Stenograffia»

Анастасия Шереметьева участвовала в «Стенографии» впервые. Более того – впервые создавала стрит-арт объект. Анастасия работает графическим дизайнером, но набралась смелости и написала в оргкомитет фестиваля. Через несколько дней работы стену на ул. Ленина, 41 украсила работа «Преодоление» – по словам организаторов, не обладающая каким-либо глубоким смыслом, но являющаяся ярким примером того, как художница, впервые столкнувшаяся со спецификой стрит-арта, преодолевала все сложности.

Художнице очень помогали волонтеры — без них сегодня представить «Стенограффию» трудно. В этом году на фестивале их было больше, чем когда либо — около 300 человек.

«Волонтеры — это и люди, которые создают арт-объекты много лет подряд, и очень большой поток новеньких. Люди стали больше узнавать о “Стенографии” благодаря СМИ, street art line и экскурсиям — и приходить к нам волонтерами. Это люди от 11 до 56 лет очень разных профессий, но все они объединены одной идеей — попробовать сделать что-то полезное для города, в котором они живут, сделать его интереснее и ярче». — Анна Клец, организатор фестиваля «Stenograffia»

Интересно, что волонтеры, которые работали на фестивале в течение нескольких лет, уже и сами стали художниками: они поработали с городской средой, вдохновились и предложили очень мощные идеи, которые организаторы решили воплотить в жизнь. В этом году волонтеры представят несколько проектов, все они — про любовь к городу и заботу о нем.

Фото: ОТРЯД «ФЛАГМАН»

Источник: http://xn--80atdujec4e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/new/common_content/item/city_post/1639

Leave a comment