Е.И.Стерлигова: Мне всегда казалось, что книга лучше, чем иллюстрация к ней, что я всегда чего-то недорисовываю…
Интервью с Евгенией Ивановной Стерлиговой, которое она дала у себя дома 21 января 2011 года специальному корреспонденту Павлу Туголукову.
Два года назад в Химмаш-районе города Екатеринбурга начал работу детский отряд «Флагман». Организовали его выпускники Крапивинской «Каравеллы», и занимаются флагманята тем же, чем взрослые флагманы в детстве занимались под руководством Владислава Крапивина. Проводят фехтовальные бои в спортивном зале, занимаются журналистикой и выпускают газеты в пресс-центре, постигают морские премудрости в штурманском классе.
По сигналу барабанщиков поднимается на мачте Флаг отряда.
А первого июня отряд снова поднимет его над пирсом Нижнеисетского водохранилища, начиная свою третью парусную практику. И снова жители Химмаша будут любоваться летящими над водохранилищем яхтами, которыми управляют их дети. И снова выйдет на причал, и пройдет на яхте, и будет радоваться всей этой красоте Почетный Командор отряда «Флагман» Евгения Ивановна Стерлигова.
Стерлигова, рисунки которой мы знаем и любим с детства… Тонкие линии сказочных замков, взмывающих в небо; драконы с готическими профилями; парящие меж облаков бумажные змеи и ковры-самолеты; качели, взлетающие в зелени старых парков… Летящие мальчишки и девчонки…
Таким видит окружающий мир Стерлигова – художник, заслуженный работник культуры Российской Федерации профессор Екатеринбургской архитектурной академии…
Иллюстратор книг Командора, писателя Владислава Крапивина.
Сколько общего в восприятии мира у Светлых Мастеров – Владислава Крапивина и Евгении Стерлиговой!
Долгие годы дружбы и совместного творчества объединяют этих людей, радуя детей и взрослых не только в России, но и по всему миру.
Из ста опубликованных книг, проиллюстрированных Евгенией Ивановной Стерлиговой, семьдесят – Крапивинских. А еще – Другаль, Соломко, Голон, Маршак, Бугров…
Многие люди видят героев Стругацких, Бредбери, Саймака, Гофмана, Булычева глазами Стерлиговой, которая очень талантливо изобразила их.
А любимый всеми с детства мультфильм про Мумитроллей из Мумидола! Художник-постановщик – Стерлигова.
Нам, флагманам и флагманятам, повезло – мы с детства знакомы с Евгенией Ивановной, она уделяет нам много внимания и времени.
Мы любим ее очень. И поэтому хотели бы рассказать про нее, чтоб мальчишки и девчонки, которые радуются ее иллюстрациям, но не знакомы с ней, могли представить себе личность удивительного, доброго, умного человека – Светлого Мастера…
Поэтому представляем вашему вниманию интервью, которое взял у Евгении Ивановны один из командиров, четырнадцатилетний шкипер отряда Павлик Туголуков.
Елена Орлова, флагман отряда
* * *
Мы приехали в гости к Евгении Ивановне Стерлиговой. Попить чай, послушать классическую музыку, просто поговорить о жизни…
– Евгения Ивановна, помните День Рождения отряда в этом году? Ведь Вы тогда в новых помещениях отряда были в первый раз. Расскажите о своих впечатлениях.
– Очень хорошо. Мне ужасно понравилось. Вы из этого подвала сделали небольшой рай! Районного значения, а может, даже городского значения, а может, даже областного значения, а может… В общем, вы -молодцы!
– А у Вас есть идеи, как можно еще «этот рай» оформить?
– Это надо делать так, как вам самим хочется. Вешать на стены что угодно. Так, чтобы это никому не мешало и не раздражало, а в случае чего – корректировать. Самое главное – чтобы всем было хорошо! Вот например, вы видели, что делается у меня в доме? У меня везде висит то, что мне нравится. Так и вы! Можно на потолке что-нибудь нарисовать, а на стенах – не стоит, просто повесить чего-нибудь и часто-часто менять! И обязательно развесьте старые морские карты – это интересно!
– А если человека не устраивают правила, существующие в обществе, их надо менять?
– Если человека ЗДЕСЬ не устраивают правила, то его будут устраивать правила ТАМ. Каждый ищет себе «среду обитания», свою кампанию. Почему бы и нет? Я думаю, у вас-то всем нравится. Потому народ и держится за отряд! У вас я увидела нормальных, свободных людей. Больше, лучше, ценнее свободы нет ничего. У вас она есть. Какие еще нужны правила? Свобода – это самое главное в жизни.
– Золотые слова! А над чем Вы работаете в последнее время?
– Это так, картинки. Я было решила совсем ничего не рисовать, но совсем ничего не рисовать – очень скучно, поэтому я снова взялась за работу. Пока что дело не так хорошо идет, но потом, может быть, будет лучше… Как говорил Петр Ильич Чайковский: «Работай, работай – и что-нибудь получится». Например, первая работа будет совсем никуда не годиться, пятая – немножко лучше, девятая – уже ничего (про Девятую Симфонию я не говорю), а десятая – куда-нибудь… Есть даже такая ходячая шуточка, что у Бетховена все нечетные симфонии классные, а четные – похуже.
– А какой композитор вам больше всего нравится?
– В разное время – разные. До двадцати лет – Петр Ильич Чайковский. А Бетховен и Моцарт – это такие мудрые черти, до которых надо еще дозреть, повзрослеть, что-то понять, да и то не все поймешь! До самой смерти не все будет понятно.… Потом – Густав Малер, его в советские времена не исполняли, как и его современника Рихарда Штрауса. Я когда услышала случайно Первую Симфонию Малера – просто выпала в осадок. И стала его собирать. У меня было почти все, что можно было купить… Потом был еще один период, потом еще, а потом Эннио Морриконе и Эндрю Ллойд Уэббер. Уэббер мне нравится весь – от начала до конца. А еще – Вивальди.
– А были ли такие музыкальные произведения, к которым вы хотели бы нарисовать иллюстрацию?
– Да, одно время. Был такой дирижер – Герберт фон Караян. Я совершенно чудом прорвалась в московскую консерваторию, где выступал его оркестр. Там была совершенно видимая музыка! А играли они «Жизнь героя» Рихарда Штрауса… А рисовать – очень сложно. Я пыталась, но ничего не получилось. Чтобы рисовать музыку – нужно уметь рисовать абстрактную живопись, а она должна быть очень тонкой, умной…. Тут музыкальность нужна даже больше, чем умение рисовать. Мне так еще слабо.
– А Вы пробовали рисовать в абстрактном стиле?
– Для этого надо больше ритма, контраста, цвета, чем есть у меня. Я понимаю, что надо, но у меня этого нет. Я больше литературный человек, не музыкальный. А с музыкой надо очень тонко…
– А какую книгу Вы лучше всего оформили по Вашему собственному мнению?
– Не могу точно сказать. Мне всегда казалось, что книга лучше, чем иллюстрация к ней, что я всегда чего-то недорисовываю… Я чувствую, что в книге есть глубина, которую не могу вытянуть на иллюстрацию.
– Командор рассказал нам, что у него часто во снах появлялись идеи книг. Вы слышали об этом?
– Бывало. Я сама такие вещи часто замечала. Например, так были написаны «Дети Синего Фламинго». Командор-то действительно Мастер Снов, правильно фильм о нем назвали! Он талантлив так, что у меня волосы дыбом встают. Прочитаешь его книгу – вау! У меня такого не выходило. Как-то мне приснился сон, красивый-красивый, надо было бы нарисовать, да не нарисовала. А жаль.
– А какой ваш любимый цвет или цвета?
– Черный и белый. Я умею с ними управляться. А с цветом у меня хуже получается. Только «Прыгалка» получилась живописная. Есть же такое понятие – колорит. С его помощью передаются чувства. У других художников хорошо выходит, а я – график. А еще мне нравится сочетание коричневого с синим.
– Напоминает коричневый корабль на синих волнах…
– Необязательно. У меня корабль может оказаться синим. Знаешь такое понятие «рефлекс отражения»? Это когда цвета перемешиваются. Например, корабль синий, потому что в нем море отражается.… Еще я часто, когда рисую человека с натуры, обычно выгоняю его, а сама рисую по памяти.
– Это, наверно, правильно. Вы, скажем, рисуете человека, выделяя в нем самое главное, самое запомнившееся, правда?
Ну, не знаю даже… Это, конечно, хорошо бы было. Но бывает, я что-то забываю. А портретистам завидую. Удивительно умеют творить, и очень интересно смотреть, как они изображают человека за час, причем так похоже! А я… Вот надо бы вас всех зарисовать, да боюсь — не смогу… Вот Диньку я нарисовала бы с лягушачьими лапами, как у флюгера, что я видела в Варшаве. Хочешь, Динька, лягушачьи лапы, крылья и хвост?
– Здорово – изобразить человека в необычной форме! Показать таким образом все его удивительные черты!
– Это очень сложно. Все черты передать – невероятно трудно. Многие художники говорят: «Ну нарисовал портрет. Похоже, а ведь надо было сущность человека передать!». Так ведь сущность эту каждый видит по-разному! Еще неизвестно, где ты «прорежешься», так что потом не обижайся. Я потом сама удивляюсь – такого не хотела.
– А вы когда нарисовали своего первого дракона?
– Когда прочитала «Заповедник Гоблинов» Клиффорда Саймака. Там он вылезает из артефакта и, мелко семеня на четырех ногах, нервно хлещет хвостом, все экспонаты музея разбегаются во все стороны. А он-то не хочет ничего плохого! Он просто, как мой Тимсель, идет и хочет познакомиться! Он ужасно красивый, радужный. Все кричат: «откройте дверь, а то он музей разнесет!». Открывают, и дракон взлетает в ночное небо. Красота! Да, все мои драконы начались с Клиффорда Саймака. Еще Другаль про них хорошо писал. У него драконы были размером с овчарку…
– Ну, вот и все. Большое спасибо!
Вот так и закончился тот удивительный вечер…
Стоит добавить, что мы еще посмотрели замечательные иллюстрации Евгении Ивановны к Гофману, к Саймаку и к роману Командора «Тополята». Было много смеха, удивлений, и радости узнавания.
Павел Туголуков, шкипер флотилии «Флагман», г. Екатеринбург
* * *
Источник: https://www.flagmanenok.ru/2011/02/e-i-sterligova-mne-vsegda-kazalos/