«Я не художница, я рисующий читатель» – к 80-летию Евгении Стерлиговой
10 июля 1939 года в г. Свердловск родилась советский и российский художник-иллюстратор Евгения Ивановна Стерлигова, преподаватель кафедры Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УрГАХА), доктор искусствоведения, Почётный профессор Академии, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Публиковалась Евгения Ивановна в журналах «Уральский следопыт», «Костер», «Пионер». Является иллюстратором более чем 160 изданных в России книг, из которых более 100 написал Владислав Крапивин (Циклы: «В глубине Великого Кристалла», «Мушкетер и Фея», «Летящие Сказки», «Сказки капитанов»; трилогии: «Алые перья стрел», «В ночь большого прилива», «Острова и капитаны», «Голубятня на желтой поляне»; романы и повести: «Бронзовый мальчик», «Оранжевый портрет с крапинками», «Валькины друзья и паруса», «Взрыв Генерального штаба», «Лужайки, где пляшут скворечники», «След крокодила», «Полосатый жираф Алик», «Рассекающий пенные гребни», «Сандалик, или Путь к Девятому бастиону», «Тень Каравеллы» и др.).
Евгения Ивановна принадлежит к «довоенному поколению». Многие черты её биографии типичны для этого поколения — отец погиб на фронте в 1942 году, мама — инженер, отчим — служащий, стандартная коммуналка и никаких мыслей о том, что хочешь стать художником. Тогда это было не принято — хотеть стать кем-нибудь, кроме инженера, учителя или врача. Засмеяла бы коммуналка: «Художником… Ты ещё артистом скажи!» Вот потому и пошла Евгения по проторенной учительской стезе, поступив в Свердловске на биофак Уральского государственного университета (УрГУ) и закончив его с дипломом преподавателя биологии и химии. По распределению попала в среднюю школу в Верхний Тагил. Там и произошёл случай, который определил дальнейшую её жизнь.
Однажды, после очередного педсовета, пожилой учитель рисования со странной фамилией Живило заметил на столе в учительской нарисованные ручкой «почеркушки». «Кто рисовал?» — грозно спросил он у молоденьких учительниц. «Я…», — робко ответствовала Евгения. «Что преподаёшь?» — «Биологию…» — «Ну и дура!» — прокомментировал ответ чуть подвыпивший художник.
Он рассказал, что неподалёку, в педагогическом институте Нижнего Тагила, открылся художественно-графический факультет, и посоветовал подать туда заявление. Вскоре, приехав с классом на экскурсию в Нижний Тагил, Евгения неожиданно выяснила, что заявление принято и на завтра назначен экзамен. Пришлось отправить класс обратно со второй учительницей и срочно готовиться.
Закончив нижнетагильский «пед», Стерлигова стала «дважды педагогом Советского Союза». Почему она так поступила? Всё очень просто — её, как человека обожавшего читать, не устраивали серые и невыразительные иллюстрации к выходившим тогда книжкам, хотелось научиться рисовать картинки к тестам самой. Поначалу — для себя. До сих пор Евгения Ивановна невольно морщится, когда её называют художником. «Я не художник! Я рисующий читатель!» — заявляет она. И иллюстрирует, как правило, только те тексты, которые нравятся ей.
Из Нижнего Тагила Стерлигова вернулась в Свердловск и попыталась совместить две специальности — биологию и рисунок. Она стала художником-дендрологом, своеобразным архитектором, чей строительный материал — деревья и цветы. Но кто-то, узнав о её страсти рисовать картинки к понравившимся книжкам, посоветовал обратиться в редакцию местного журнала «Уральский Следопыт». В 1967 году произошло «эпохальное» событие — её первая публикация. «УС» (подробнее о журнале можно прочитать здесь: «Уральскому следопыту» — 60!) тогда печатал фантастику эпизодически и был, скорее, краеведческим журналом (этот статус он сохраняет до сих пор — несмотря на то, что общенациональную известность получил именно благодаря фантастике). И первая опубликованная иллюстрация Стерлиговой была соответствующей — воробей размером сантиметр на сантиметр к маленькой заметочке о природе. Тем не менее, её приметил тогдашний худред журнала Александр Соломонович Асс. Сам художник, редактор обладал редким качеством — умел покритиковать другого художника так, что тот не чувствовал себя ничтожеством, а вырастал в собственных глазах и рвался исправлять недостатки. Поначалу Стерлиговой, уже показавшей Ассу свои иллюстрации к книгам Дюма, Ростана и прочим романтико-приключенческим романам, приходилось рисовать всё, что угодно, — зверушек, людей и даже пулемёт «Максим» (этот рисунок к циклу статей о Гражданской войне Евгения Ивановна до сих пор вспоминает с содроганием). Но примерно в это же время редактор «УС» Виталий Иванович Бугров (подробнее о редакторе здесь: Памяти Редактора) начал целенаправленные боевые действия за фантастику на страницах журнала — стали появляться рассказы, статьи, даже переводные повести. Кроме того, сам Бугров публиковал цикл очерков по истории жанра от Древней Греции до наших дней. Художником этого цикла и стала Евгения Стерлигова, тем более, что мушкетёров ей рисовать было не впервой.
С тех пор Евгения Ивановна иллюстрировала в журнале в основном фантастику. Первая крупная работа в фантастической прозе — рисунки к малоизвестному роману Жюля Верна «Школа робинзонов», печатавшемуся на рубеже 60-х — 70-х гг. в «УС». А первый её советский автор — прозаик, учёный и популяризатор науки Аэлита Сергеевна Ассовская (НФ-рассказ «Её улыбка» был напечатан в №11 журнала за 1972 год). И когда, наконец, фантастика завоевала «место под солнцем» на страницах журнала, «УС» уже было сложно представить без Стерлиговой. Её рисунки отличались неповторимым стилем, своеобразием пропорций, придающих предметам и людям лёгкость, воздушность, романтичность. А что ещё нужно фантастике, как не полёт фантазии художника? А так как через руки Бугрова прошли почти все сегодняшние «мэтры» (многим он просто дал «путевку в жизнь»), можно смело назвать Евгению Ивановну ведущим иллюстратором-фантастом того времени.
Конечно, у художницы есть и свои любимые авторы. Для многих поклонников творчества Владислава Петровича Крапивина (подробнее о писателе можно прочитать здесь: Рыцарь с Площади Карронад) рисунки Стерлиговой стали неотъемлемым элементом его прозы. Романтическая манера рисунка Евгении Ивановны как нельзя лучше соответствует стилю писателя. Наверное, наиболее важным для сотрудничества автора с художником-иллюстратором является сходство интересов. Конечно, нужно, чтобы книги, которые иллюстрируешь, нравились. Но если они не просто нравятся, а очень нравятся, то такое сотрудничество будет просто идеальным! Тогда художнику будет просто приятно заново придумывать персонажей, угадывать их лица, предвосхищать впечатление читателя от прочитанной страницы… Именно поэтому так тесно переплелось творчество Стерлиговой и Крапивина. Евгения Ивановна проиллюстрировала практически все его книги, и умудрилась сделать это так, что многие поклонники творчества Крапивина стали и её поклонниками. Ведь читателю приятно, когда его понимают. Ведь здорово увидеть, что герой книги — именно такой, каким тебе представлялся…
Сам писатель высказался об этом вполне определённо: «Наша творческая дружба продолжается уже 30 лет. И это хороший и поучительный пример для любого художника и писателя — такое творческое содружество двух людей, когда они понимают друг друга, доверяют друг другу, чувствуют, что нужно друг другу. Тогда и возникает такой вот литературно-художественный симбиоз, родство душ. И главное, что, по мнению читателей, — это весьма результативное родство».
Однако, возможно, именно поэтому широкая столичная публика воспринимает её исключительно как «персонального иллюстратора» Владислава Петровича. Писатель так охарактеризовал сотрудничество с художником: «У нас полное взаимопонимание, во многом одинаковое видение мира. А, кроме того, мы работаем, прежде всего, для детей. А дети – они стихийные реалисты. Они хотят видеть в книгах настоящих, живых героев-сверстников».
Также Евгения Ивановна выполнила иллюстрации к произведениям Виталия Бугрова, Сергея Другаля (подробнее здесь: Земные и небесные дела Сергея Другаля), Самуила Маршака, Сергея Лукьяненко, Клиффорда Саймака, Рэя Бредбери (подробнее здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери), Кира Булычёва, С. Ярославцева (Стругацкий), Дмитрия Биленкина и даже Анн и Серж Голон и других.
Сотрудничество с ещё одним любимым автором Стерлиговой — Булычёвым — началось, как ни странно, довольно поздно (в 1981 году журнал напечатал рассказ «Упрямый Марсий») и продолжалось до последнего.
Булычёв отмечал: «Евгения Ивановна — настоящий романтик в изобразительном искусстве, хранительница романтических традиций «Уральского Следопыта», а также милейший, обаятельнейший и интеллигентнейший человек!»
Тогда же — в 1981 году, на первой «Аэлите» — Евгения Ивановна познакомилась с Борисом Натановичем Стругацким. Впоследствии, иллюстрации Стерлиговой к повести С. Ярославцева «Экспедиция в преисподнюю», заключительную часть которой печатал «УС» в середине 80-х гг., будут признаны одним из лучших художественных воплощений творчества Стругацких. Кстати, один из рисунков запечатлел самого Бориса Натановича в качестве персонажа. Первая «Аэлита» ознаменовалась ещё одним событием: «благодарные» фэны украли почти все оригиналы рисунков с выставки любимой художницы. А там были великолепные иллюстрации к Гофману, Крапивину, Булычёву, Саймаку… Это был настоящий шок. Но жизнь продолжалась.
Иллюстрации Стерлиговой становятся своеобразным знаком качества произведения — как только любители фантастики открывали журнал, в первую очередь искал рассказы и повести, в рисунках к которым чувствовался знакомый стиль. Евгения Ивановна — мастер высочайшего пилотажа в иллюстраторстве. Она из тех художников, что рисуют свою историю, которая прочно сливается с книгой, и тогда они — книга и иллюстрации — становятся одним целым. Стерлигова — художник уникального, неповторимого стиля. Её рука легко узнаваема. Зачастую её иллюстрации являются ключом к читательскому интересу. Не одно поколение романтиков отыскивало книги по её рисункам.
Евгения Стерлигова больше работает в жанре графики, но встречаются и «цветные» работы. Они, пожалуй, ещё более эмоциональны, а пространства в них накладываются друг на друга, и смотреть в них можно бесконечно…
Евгения Ивановна не входит в околофантастические тусовки, и потому не избалована премиями. Хотя порой многие из лауреатов-иллюстраторов не годятся ей даже в ученики. Ведь редкий из современных художников может похвастаться тем, что его иллюстрации узнают даже без подписи. И самая главная премия для иллюстратора — признание читателей, особенно любителей фантастики выросших в те годы, когда «УС» был ведущим фантастическим изданием на территории СССР. Евгения Ивановна по праву заслужила это признание.
Художница продолжает рисовать, причём иногда даже без прицела на публикацию. Например, её цикл рисунков к повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом» (больше иллюстраторов Стругацких здесь: Перелистывая книги А.Н. и Б.Н. Стругацких) никогда не публиковался вместе с повестью, однако настолько понравился, что его напечатали отдельно на страницах «УС», и это вызвало весьма благожелательный отклик у читателей. На одном из её рисунков рукой Б. Н. Стругацкого написано: «Храню как реликвию».
Но иллюстрировать книжки Стерлиговой показалось мало. И она, вспомнив мечту детства, принялась за работу над циклом мультфильмов по сказкам Туве Янссон о муми-троллях «Шляпа волшебника»: «Всё дело в шляпе», «Лето в Муми-доле», «В Муми-дол приходит осень». Тех самых симпатичных муми-троллей из мультфильмов, выпущенных Свердловской киностудией в 1981-1983 гг., придумала и нарисовала именно Евгения Ивановна.
Мультфильмы эти созданы небольшой (всего в 6 человек) группой единомышленников, и Стерлиговой, художнику-постановщику, на съёмках зачастую приходилось заниматься самой чёрной работой по раскадровке. Так же она сделала иллюстрации, которые использованы в мультфильме именно как иллюстрации! В частности, нарисовала газету муми-троллей, которая получилась очень необычной и на самом деле информативной. Жаль, что она показана в мультфильме фрагментарно — а было бы здорово выпустить эти иллюстрации отдельной книгой — подарочным изданием «Муми-троллей». Мультфильмы же, несмотря на скепсис московских мэтров от анимации, были приняты зрителями «на ура».
Продолжая иллюстрировать фантастику, Евгения Ивановна не забыла и о первой своей, «ботанической» сущности. В начале 90-х гг. художница в соавторстве со своей бывшей преподавательницей написала книгу о комнатных растениях. Книга, богато проиллюстрированная авторскими рисунками, разошлась огромным тиражом.
Евгения Ивановна по-прежнему живёт в Екатеринбурге, работает и преподает в УрГАХА (которую, кстати, заканчивали в своё время музыкант Вячеслав Бутусов, режиссёр Владимир Хотиненко и не только). Среди её учеников — один из лучших иллюстраторов Дж. Р.Р. Толкиена – Александр Коротич и популярная режиссёр-аниматор, архитектор, иллюстратор детских книжек Евгения Нетылкина. И у самой Стерлиговой регулярно появляются работы в различных изданиях. Популярность иллюстраторов для многих читателей неочевидна, тем не менее, Стерлигова — одна из самых известных современных иллюстраторов. И самой большой наградой для молодых авторов будет согласие Евгении Ивановны работать с ними. Так, например, она иллюстрировала книгу Бориса Тараканова и Антона Фёдорова «Колесо в заброшенном парке» и многие другие.
О неисчерпаемой творческой энергии Евгении Стерлиговой, о скромности и бескорыстии говорят и друзья-товарищи по Cpeднеуральскому книжному издательству и журналу «УС», фестивалю фантастики «Аэлита». А профессор кафедры рисунка УрГАХА Василий Соняк обратился к коллеге с собственными стихами — о «неформалах», живущих окрылённо словно птицы:
«Не устроен быт — в полёте
Не нужны чертоги вам.
Никогда вы не пойдёте
Вверх по чьим-то головам.
Никогда фальшивой ноте
Не дадите прозвучать.
Пойте дальше, как поёте —
Будем слушать и мечтать…»
В 2011 году награждена Серебряной медалью Российской Академии Художеств (присуждалась Учёным советом Императорской Академии художеств, вначале, как поощрение за успехи в учёбе. Медали присуждались 3 раза в год на «третных» экзаменах (учебный год делился на 3 части, «Трети»). Серебряные медали присуждались, главным образом, за рисунок, считавшийся высшим показателем профессионального уровня).
1997 — Премия им. Ивана Ефремова (премия за вклад в развитие и пропаганду фантастики, вручается в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале (конвенте) писателей и любителей фантастики «Аэлита») — категория: «художник, иллюстратор книг».
2008 — Премия им. В. П. Крапивина (Международная ежегодная детская литературная премия, присуждаемая российскому или зарубежному автору, в честь российского детского писателя. Вручается в день его рождения — 14 октября. Учредители — Ассоциация писателей Урала и Свердловский областной общественный «Фонд Владислава Крапивина». Вручается в виде денежного награждения, диплома, и памятной нагрудной медали) – за рисунки к детским книгам.
2015 – Премия «Муза Екатеринбурга» (проект Союза женщин и Администрации города, вручается ежегодно с 2014 года в канун 8-го Марта семи самым ярким и харизматичным женщинам города).
Номинировалась на премии:
1996 — премия «Странник» (российская литературная премия в области фантастики. Вручается на Конгрессе фантастов России, присуждается на основании тайного голосования жюри из известных писателей (что отличает её от другой престижной российской премии «Интерпресскон», в которой в голосовании может принимать каждый аккредитованный участник) — категория: «художник» (Иллюстрации к с/с В.П. Крапивина (изд. «Параллель», Н.Новгород) и к повести В.П. Крапивина «Лето кончится не скоро» (журнал «УС»).
Премия «Интерпресскон» (премия конвента писателей и любителей фантастики):
1998 — Категория: «Художник» (иллюстрация). Иллюстрации к повести А.В. Крапивина «Короткая поездка в город Елль»;
2005 – Категория: «Художник» (иллюстрация). Цветные иллюстрации к сб. В.П. Крапивина «В ночь большого прилива» (изд. АСТ и «Сталкер», 2004, серия «Всемирная детская библиотека»);
2010 – Категория: «Художник» (иллюстрация). Иллюстрации к повести С. Лукьяненко «Недотёпа».
С Юбилеем, Евгения Ивановна! Многие лета!